Живая легенда Би-Би-Си. Искусствовед. Натуралист. Администратор. И автор легендарных фильмов о живой природе.
Дэвид Аттенборо считается пионером документальных фильмов о природе. Он начинал съёмку фильмов о животных ещё на заре появления телевидения, когда телевидение транслировало только прямой эфир из студии. Затем участвовал в первых киноэкспедициях в Африку, по совместительству работал звероловом для лондонского зоопарка. Снимал много фильмов об экзотических животных. Но любим мы его не за это...
Аттенборо - не просто режиссер и ведущий передач о животных. Он Учитель. Учитель с большой буквы. Такой учитель, у которого вы мечтали учиться в детстве. Которого вы бы хотели выбрать для своих детей-школьников. Способный не просто научить, но заинтересовать, увлечь, и даже помочь выбрать путь и будущую специальность.
Такие учителя - невероятная редкость. И то, что он выбрал не преподавание в школе, а создание образовательных фильмов - это невероятное, почти невозможное везение для нас с вами. По хорошему, на фильмах Аттенборо надо строить школьную образовательную программу. Потому что доходчивость, наглядность, дотошность и увлекательность его объяснений - многократно превосходят среднестатистический школьный учебник и все существующие в школе видеопособия. И раз у нас до сих пор этого не сделали официально, постарайтесь хотя бы включить эти фильмы в качестве "внеклассной программы" для своего ребёнка. Вы не пожалеете.
У фильмов Дэвида Аттенборо совершенно неповторимый стиль повествования. Подобный стиль требует от автора фильма столь разносторонней научной и экспедиционной подкованности, что создатели фильмов о живой природе даже не пытаются его повторить. Он способен переноситься с континента на континент и углубляться в джунгли только для того, чтобы показать нам сходства и различия между двумя разными видами животных, если это важно для той мысли, которую он хочет до нас донести в рамках очередного фильма.
Его фильмы о животных никогда не бывают холодными и отстранёнными. О чём бы он ни рассказывал, он всегда рассказывает и показывает это сам. Лично. Руками. Он всегда присутствует в одном кадре с объектом рассказа, будь то стадо слонов, коралловый риф или крошечная блоха. В его фильмах животные никогда не бывают "сами по себе". Они всегда органично завязаны на ту среду, в которой обитают. Кого-то едят они, кто-то ест их. Животные и растения как-то приспосабливаются и к тому и к другому. Животное никогда не бывает таким, какое оно есть "просто так". На всё всегда есть какая-то причина. И Аттенборо старательно и последовательно раскрывает и показывает эти зависимости.
Оперируя научными фактами и обобщениями на таком уровне, он никогда не стесняется в фильмах признаться в своём неведении. Цитата из его фильма про птиц: "Мы находимся в Англии, в обычном городском парке. Слышите? Утренняя распевка. Кажется, что может быть более привычным? А загадок хватает..." Задача Аттенборо - не просто показать "эвона как бывает". Его задача - заинтересовать, увлечь, показать что исследовано ещё далеко не всё. Что хотя мир исхожен вдоль и поперёк, в нём остаётся масса неизученного. Его задача - привести в науку новое поколение.
В какую науку? В разные. Каждый его сериал призывает к изучению своего.
- Сериал "Потерянные миры" призывает к изучению палеонтологии. Ведь это просто: окаменелости всюду под ногами валяются, надо только знать куда смотреть. А сколько интересного они могут рассказать тому, кто ЗНАЕТ, куда смотреть!
- Сериал "Жизнь птиц" призывает к изучению орнитологии. Ведь даже в ближайшем городском парке полно птичьих загадок, разгадать которые пока не под силу даже маститым учёным.
- Сериал "Жизнь млекопитающих" зовёт в зоологию, показывая, насколько интересными и разнообразными бывают животные, сколько интересного и необычного можно увидеть в их строении и поведении.
- Сериал "Жизнь в микромире" показывает, насколько интересен, разнообразен и малоизучен мир насекомых, который есть всюду и на котором базируется всё живое.
- Сериал "Невидимая жизнь растений" показывает, как мало мы знаем о жизни растений и грибов. О том, как растения сражаются друг с другом за жизнь. О том, что происходит под землёй и в кронах. О том, как грибы охотятся на червей, а цветы - на насекомых. После такого фильма вокруг смотришь совсем другими глазами.
- Сериал "Жизнь птиц" призывает к изучению орнитологии. Ведь даже в ближайшем городском парке полно птичьих загадок, разгадать которые пока не под силу даже маститым учёным.
- Сериал "Жизнь млекопитающих" зовёт в зоологию, показывая, насколько интересными и разнообразными бывают животные, сколько интересного и необычного можно увидеть в их строении и поведении.
- Сериал "Жизнь в микромире" показывает, насколько интересен, разнообразен и малоизучен мир насекомых, который есть всюду и на котором базируется всё живое.
- Сериал "Невидимая жизнь растений" показывает, как мало мы знаем о жизни растений и грибов. О том, как растения сражаются друг с другом за жизнь. О том, что происходит под землёй и в кронах. О том, как грибы охотятся на червей, а цветы - на насекомых. После такого фильма вокруг смотришь совсем другими глазами.
В конце 70-х годов Дэвид Аттенборо задумал снять три сериала в рамках проекта «Три Э»: Эволюция, Экология, Этология. К сожалению, на сегодня официально на русском языке изданы только два последних (оставшийся, самый первый, был показан по телевизору ещё в СССР, но эта запись утрачена). Тем не менее, важны все три, они представляют собой законченный курс:
1) "Жизнь на Земле" (Life on Earth) (1979) 13х55мин - Эволюция - об эволюции животного мира на Земле
2) "Живая планета" (The Living Planet) (1984) 12х55мин - Экология - о существующих на планете основных типах ареалов обитания
3) "Борьба за выживание" (The Trials of Life) (1990) 12х50мин - Этология - о поведении и психологии животных
2) "Живая планета" (The Living Planet) (1984) 12х55мин - Экология - о существующих на планете основных типах ареалов обитания
3) "Борьба за выживание" (The Trials of Life) (1990) 12х50мин - Этология - о поведении и психологии животных
Эти три сериала представляют собой вполне законченный образовательный курс. Одновременно с каждым из сериалов была выпущена одноимённая книга, в которой Аттенборо описывал приключения, сопровождавшие его экспедицию во время съемки фильма. Книги "Жизнь на Земле" и "Живая планета" издавались в СССР и доступны в электронном виде.
В последующие два десятилетия Аттенборо последовательно выпустил несколько узкоспециализированных сериалов (млекопитающие, растения, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные), детально раскрывая темы, лишь в общих чертах упомянутые в базовых сериалах.
Фактически, последним фильмом из этой огромной образовательной серии является фильм 2008 года "Жизнь с холодной кровью". Два более поздних больших сериала "Жизнь HD" и "Царство растений 3D" выполнены на гораздо более высоком техническом уровне, но в стилистику предшествующих сериалов вписываются слабо.
Особняком среди сериалов Аттенборо стоит фильм 2000 года "Состояние планеты" ("State of the Planet") (на русский не переводился). Этот фильм представляет из себя популярное введение в теорию экосистем (устройство экосистем, причины и последствия вымираний, скрытые взаимозависимости отдельных звеньев экосистемы, результативность различных стратегий, направленных на сохранение видов). В нём впервые классический вопрос зоологии поставлен в необычной форме. Не "как это устроено?" а "зачем нам это нужно знать?". Это необычный подход к биологии, но изначально вопрос должен ставиться именно так и никак иначе.
Важно понимать, что когда Аттенборо показывает живую природу, он показывает её без купюр. Вообще. Он не просто показывает как живут животные. Он показывает, как они охотятся и как едят. В некоторых своих фильмах, рассказывая об определённом биотопе, он показывает всю пищевую цепь, от простейших и до высших хищников. Показывая при этом, кто кого как ест. А, скажем, рассказывая о нарушениях экологического равновесия, Аттенборо легко показывает равнины Австралии, до горизонта заваленные трупами кроликов, умерших от голода после уничтожения всей травы.
Безусловно, щепетильные люди смотреть эти фильмы не захотят. Однако тот, кто потом пойдёт и начнёт изучать животных сам, лично, должен быть готов к тому, что природа в своей основе довольно жестока и неаппетитна. А фильмы ориентированы именно на таких людей. Поэтому жестокость в этих фильмах оправдана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Сообщения от livejournal-юзеров скринятся.